В понедельник Фил Шиллер, сотрудник Apple, отвечающий за App Store, дал показания в суде, рассказав, что изначально выражал опасения по поводу введения комиссии в 27% для разработчиков за покупки, совершаемые вне экосистемы App Store. По его словам, такая плата могла представлять собой риск с точки зрения соблюдения нормативных требований и привести к «антагонистическим отношениям» между Apple и разработчиками, поскольку потребовалась бы возможность аудита для проверки расчетов по таким транзакциям.
Обычно Apple взимает комиссию в 30% за покупки внутри приложений, но после решения суда по делу Epic Games против Apple комиссия была снижена до 27%. В 2021 году суд постановил, что, несмотря на отсутствие монополии у компании, ей необходимо прекратить блокировать возможность для разработчиков предоставлять альтернативные способы оплаты, помимо встроенной системы покупок (IAP).
В ответ на это Apple изменила правила App Store, разрешив разработчикам добавлять ссылки на свои веб-сайты в приложениях для iOS и iPadOS, чтобы пользователи могли выбрать альтернативный способ оплаты. Однако снижение комиссии составило всего 3% для подобных транзакций.
В то время генеральный директор Epic Games Тим Суини критиковал Apple за недобросовестное выполнение судебного решения, указывая на то, что компания подрывала постановление окружного судьи США Ивонн Гонсалес Роджерс, которое давало разработчикам право добавлять кнопки или ссылки для альтернативных способов оплаты наряду с IAP. Apple и Epic Games уже вернулись в федеральный суд, где будет решаться, нарушила ли компания исходное постановление, требующее открытия App Store для большей конкуренции.
По показаниям Шиллера, он первоначально выступал против взимания комиссии за внешние покупки. Он выразил серьёзное беспокойство тем, что App Store превращается в «агентство по сбору платежей», которому придётся устанавливать правила по взысканию сумм с разработчиков, а также проводить аудиты для проверки платежей. По его мнению, такое изменение может негативно сказаться на отношениях между Apple и разработчиками.
Судебное заседание раскрыло масштаб внутреннего обсуждения вопроса о взимании комиссии. Из многочисленных документов и электронных писем стало ясно, что внутри компании обсуждались разные варианты соблюдения судебного решения. Внутренний комитет по ценообразованию, в состав которого входили генеральный директор Тим Кук, бывший финансовый директор Лука Маэстри, юридическая команда и Шиллер, в конечном итоге принял решение взимать комиссию с разработчиков за покупки вне App Store.
Кроме того, Apple решила применить сокращение комиссии на 3% и для участников программы для малого бизнеса, снизив для них ставку с 15% до 12% для транзакций, совершаемых вне экосистемы App Store.
Из судебных документов следует, что компания провела анализ финансовых последствий для разработчиков, решивших использовать ссылки на свои сайты. В одной из моделей Apple пыталась оценить, как «менее удобный» процесс оплаты через альтернативные методы может привести к тому, что пользователи откажутся завершать покупки, вынуждая их возвращаться к использованию IAP.
Также выяснилось, что более строгие требования к расположению и оформлению внешних ссылок могли бы уменьшить число приложений, решивших их внедрить. Apple рассматривала и финансовые последствия исключения некоторых партнеров, например, в сферах видео и новостных сервисов, из новой программы.
Компания также обдумывала разные варианты определения момента взимания комиссии. Изначально предполагалось, что 27%-ная комиссия будет применяться к покупкам, совершенным в течение 72 часов после перехода по ссылке, однако с введением новых правил этот срок был увеличен до семи дней.
Юристы отметили, что сам Тим Кук принимал участие в формировании предупреждения для пользователей App Store при переходе по внешним ссылкам. В одной из версий предупреждение сообщало, что пользователи «больше не проводят транзакции с Apple», а позднее текст был изменён так, чтобы намекать на потенциальные риски для конфиденциальности и безопасности при оплате через интернет.
На одном из совещаний также обсуждались опасения, что попытка взимания платы за транзакции в интернете может быть воспринята как попытка «монетизировать» обычную активность пользователей в сети.